Пару лет назад между основными сотовыми операторами развернулось настоящее сражение на тему кто первым освоил столичную подземку. Так, самый молодой оператор Теле2 заявил о появлении своей сети стандарта четвертого поколения на все станциях московского метро, а за два дня до этого МегаФон рассказал о покрытии не только станций, но и перегонов внутри кольцевой линии. В это же время МТС представили статистику по использованию интернета своими клиентами в подземке. Из операторов «большой четверки» в стороне остался только Билайн.
Сегодня расскажем про покрытие операторов «большой четверки» в столичном метро: абонентам какого из операторов доступно самое большое покрытие, и возможно ли всегда оставаться на связи даже под землей.
4G не должно помешать спецслужбам
В пресс-службе «Мегафона» заявили, что Закон «О защите конкуренции» позволяет операторам связи арендовать государственное и муниципальное имущество без проведения конкурсов. Сам же излучающий кабель обладает широкими возможностями по поддержанию большого количества радиосигналов от систем в различных диапазонах частот, таким образом, его использование в интересах технологии LTE ни в коей мере не ограничивает функциональных возможностей для систем диспетчерской связи или правоохранительных органов (TETRA).
«Это решение позволяет реализовать масштабный инфраструктурный проект для города и метрополитена, — заявили в «Мегафоне». — Здесь активно реализуется принцип совместного использования инфраструктуры, что позволит пассажирам получить доступ в интернет на высоких скоростях. Более того, часть функциональных возможностей создаваемой инфраструктуры LTE предполагается задействовать для выполнения задач охраны метрополитена, технологической телематики, служебной радиосвязи и других».
В МТС ограничились комментарием, что компания обеспечивает пассажиров московского метро голосовыми сервисами и мобильным интернетом при помощи нескольких технологий: базовых станций, собственного излучающего кабеля, а также при помощи фемтосот, который расположены в вагонах метро и обеспечивает покрытие сети 3G при движении в туннелях.
Сеть связи стала причиной аварии метро
22 января 2021 г. на Арбатско-Покровской линии московского метрополитена произошел сбой: в течение часа поезда не ходили или ходили с увеличенным интервалом. Пассажиров, застрявших между станциями Щелковская и Первомайская, пришлось эвакуировать из тоннеля. Официальной причиной была названа проблема с кабелем связи.
Источник CNews среди технического персонала метрополитена говорит, что причиной аварии стало столкновение подвижного состава с волноводом. В результате был поврежден кронштейн, в котором находились кабели для сети связи между подвижными составами и для сети ЕРИС-М, и произошло короткое замыкание.
Операторы связи объединились ради интернета в петербургском метро
Остальные операторы — МТС, «ВымпелКом», Tele2 — не могли проложить свои кабели по соседству с кабелем «Мегафона», их оборудование было установлено только на станциях («МегаФон» выдавал операторам технические условия на подключение по запросу). Неоднократно это становилась причиной претензий со стороны других сотовых операторов.
Удар по Wi-Fi интернету
«Мегафон» потеряет свое единоличное право обеспечивать абонентов интернетом на всем пути следования метро, но по-настоящему соглашение ударит по , которая сейчас обеспечивает Wi-Fi в петербургском метро», — говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его оценкам, более 70% абонентов сотовых операторов используют пакетные тарифы с дешевым или безлимитным интернетом — значит, у «МаксимаТелеком» останутся только 30% абонентов с дорогими тарифами, а также туристы и гости города.
Читайте на РБК Pro
«Его уволили, а он стер всю базу»: как экс-сотрудники мстят работодателям
Новый РБК 500: первый рейтинг ковидной эпохи
Война и $24 млрд: как гибнет один из богатейших кланов Канады
Надолго ли ослабел рубль. Прогнозы экономистов
Прокладка инфраструктуры в перегонах петербургского метрополитена, по оценкам Дениса Кускова, намного дороже наземного строительства: «Если базовая станция в поле стоит более 3 млн руб., то под землей вложения намного выше. В целом проект потребует миллиарды рублей инвестиций».
Большой трафик
Сама «МаксимаТелеком» не видит серьёзных рисков для своего бизнеса в Петербурге. «Wi-Fi в метро всегда будет востребованной услугой в первую очередь потому, что сотовые сети в подземке не всегда справляются с большими объемами трафика: с ростом количества пользователей качество сети будет снижаться», — говорит Анастасия Самойлова, директор по внешним коммуникациям компании.
Она объясняет, что пропускная способность сотовых сетей в метро кратно ниже, чем у Wi-Fi, тем более в условиях, когда единой инфраструктурой пользуются сразу три оператора. Кроме того, Wi-Fi в метро предоставляет связь не только пассажирам, но для технологических сервисов самого метрополитена. По данным «МаксимаТелеком», в среднем в петербургском метро совершается 13 млн подключений к бесплатному Wi-Fi в месяц.
Справка
Санкт-Петербургский метрополитен — объект с рекордной средней глубиной залегания станций (до 86 м) и с самыми протяжёнными перегонами (до 3 км). На сегодняшний день петербургское метро — это пять линий общей длиной 124 километра, 72 станции, 83 вестибюля.
Секрет «Мегафона»
Тем не менее, в конце 2021 г. «Мегафон» объявил, что связь четвертого поколения (4G) стандарта LTE в диапазоне 800 МГц теперь обеспечена и внутри тоннелей кольцевой линии.
Для проведения 4G в тоннелях метро «Мегафон» использовал кабель сети спецсвязи ЕРИС-М
Как следует из технической документации «Мегафона», для этого компания использует кабель сети ЕРИС-М. ЕРИС-М — транкинговая радиосеть стандарта Tetra, построенная для нужд спецпотребителей в рамках столичной программы «Безопасность на наземном городском общественном транспорте и в метрополитене на 2004-05 гг».
Сеть ЕРИС-М была построена столичным правительством, ее стоимость в 2007 г. оценивалась в 1 млрд руб. Департамент имущества Москвы передал сеть в хозяйственное ведение метрополитену. Из технической документации следует, что оператор МТС, который строит сеть в метро вместе с «Мегафоном», также может использовать подключение к ЕРИС-М.
Два источника на телекоммуникационном рынке подтвердили CNews, что «Мегафон» использует возможности сети ЕРИС-М. Один из них недоумевает, почему городское имущество было передано в аренду «Мегафону» без проведения конкурса.
Другой источник говорит, что руководство метрополитена само вынудило операторов использовать ЕРИС-М, отказав в возможности прокладывать собственные сети. При этом данное решение неидеально: излучающий кабель работает на частоте 450 МГц (частота стандарта Tetra) и может использовать только еще для одного дополнительного диапазона — 800 МГц.
С Миром по рельсам Москвы: снова со скидкой, но есть нюансы
Если где-то есть локальная платежная система, значит ее надо как-то продвигать – поскольку глобальным она по-определению проигрывает хотя бы из-за локальности. Не обязательно это заметно с практической точки зрения – и во времена оны на трансграничные операции в России приходилось всего 3% карточных транзакций (и это еще много на фоне других стран – причем сейчас уже тоже меньше стало по самым разным причинам), но для потребителя возможность пользоваться картой везде, а не только в отдельной местности всегда кажется привлекательной – вне зависимости от того, будет он ей на деле пользоваться или нет. А лучший способ продвижения – разные скидки и бонусы. Особенно в популярных местах – например, городском транспорте. Тем более в данном случае у «локальщиков» всегда есть преимущество в возможности договориться с транспортными компаниями. Да и вообще – не секрет, что таковой практически везде в той или иной степени дотируется, так что зависимость стоимости проезда от способа оплаты только на дотации и влияет. А если они из того же кармана, что затраты на продвижение – так все становится еще более простым.
В России это все применимо к картам «Мир» — по которым регулярно проходят разнообразные акции в разных регионах Федерации. Например, с 1 июня до 30 сентября действуют скидки 4-6 рублей в автобусах Анапы, Геленджика, Новороссийска и Сочи, а в Самарской области можно отбить до 10% (но не более 20 рублей) от билета на электричку.
Но самые масштабные акции – естественно, с московским метрополитеном. Их было уже три – с завтрашнего дня и до конца года будет действовать четвертая. Условия – аналогичные первым трем: оплата поездки банковской картой на турникете стоит 46 рублей против 42 рублей по кошельку «Тройки», но если это карта «Мир» — то потом обратно возвращается 10 рублей, а если телефон с платежным приложением, к которому привязана карта «Мир» — то все 20 рублей. Итого в лучшем случае стоимость проезда составит 26 рублей – явно дешевле, чем 42 рубля с кошелька. Билет на 60 поездок (которые нужно выездить за 45 суток с момента покупки) ныне стоит 2070 рублей, т.е. каждая обходится в 34,5 рубля – «Мир» в телефоне явно интереснее, да и «физический» лишь немного проигрывает по деньгам, но может оказаться удобнее (особенно при нерегулярных поездках)
Что для этого нужно? Как обычно, ничего сложного. Во-первых, зарегистрировать карту на сайте программы лояльности для держателей карт «Мир» если это еще не сделано. Подходят все карты, включая и кобейджинговые (например, «Мир-Maestro» от Газпромбанка) – которые во многих акциях не участвуют, но тут такого ограничения нет. Дальше если карта поддерживает бесконтактную оплату, то можно ездить по 36 рублей. А для 26 рублей следует привязать карту (любую — хоть виртуальную) к телефону. Нового тут – если ранее из приложений подходили только Mir Pay и Samsung Pay, то теперь заявлены и Apple Pay или SberPay. Главное, чтобы банк его поддерживал – а то тормозят они обычно (долгое время нюансы были даже в последнем пункте, хотя, казалось бы…): техническая возможность подключаться к Apple Pay появилась весной, а первые ласточки полетели только в июле. Но летят Во всех случаях. Мне, например, для летней акции пришлось завести виртуалку от ВТБ (пусть и в три клика, но тоже лишняя возня), поскольку ни Сбербанк, ни «Русский стандарт» на тот момент Mir Pay не поддерживали, а других карт «Мир» у меня не было. Теперь «Русский стандарт» работает – что упрощает дело. Да и Сбером можно платить через родное приложение, хотя уже и не нужно.
Но есть и старые нюансы – из-за которых четвертая программа подходит далеко не для всех, равно как и первые три. Основной камень преткновения – наземный транспорт. В котором акции нет, во-первых. А во-вторых, при оплате банковскими картами нет и тарифа «90 минут» — который есть на «Тройке». Я, например, еду от дома до офиса на автобусе, потом на метро, потом еще на одном автобусе – и отдаю за весь маршрут 65 рублей. Здесь же получится 46+26+46=118 рублей. Никакого смысла, короче. И 72 рубля за однократную пересадку НОТ-метро это лучше, чем 92 без акции – но хуже, чем те же 65 по «Тройке». Так что если вы пользуетесь наземным транспортом, то поводов изменять «Тройке» нет никаких.
В остальных местах… тоже может обойтись не без сюрпризов. Нововведение четвертого этапа – теперь программа работает не только в метро и на МЦК, но и на МЦД. Если нужна чистая поездка на метро или МЦК – вопросов нет: все уже проверено и отлажено давно. Однако ранее нет-нет, да и сталкивался кто-нибудь с тем, что пересадки между метро и МЦК оказывались платными, хотя должны быть бесплатными. Происходило ли такое с оплатой по полному тарифу? Я подобной информации не видел. Возможно, просто никто в заметных количествах не пользовался – вот и тишина. А во время акции желающих много – вот и сбои. В этом случае, скорее всего, придется писать жалобы и заниматься прочей подобной нудятиной – или просто махнуть рукой на эти самые лишние 26 рублей.
МЦД же терра инкогнита – ранее в акциях станции диаметров не участвовали. Как и что там будет работать особенно первые дни – нужно проверять. Тем более, что на МЦД изначально две тарифных зоны – центральная (те же 46 рублей по банковской карте) и пригородная (54 рубля). Пересадки на метро и МЦК в любом случае бесплатные. Если все будет работать корректно, значит можно будет, к примеру, сесть в электричку в Одинцово, пересесть на метро в Филях, потом на МЦК на Кутузовской – и доехать до Лужников всего за 34 рубля (базовые 54 минус 20 скидки). Если что-то пойдет не так… ну вы поняли – придется писать жалобы и т.д. и т.п.
В общем, подведем итоги. Однозначный плюс – «простая» поездка на метро, МЦК или МЦД должна обойтись дешевле, чем по «Тройке». В идеале – даже дешевле, чем с билетом на 60 поездок. Минус – точно не подходит для наземного транспорта при любом его участие в поездке. Потенциально опасные места – пересадки между метро, МЦК и МЦД. В общем-то, и само по себе МЦД – поскольку ранее не тестировалось. Равно как и Apple Pay – с которым карты «Мир» вообще начали работать совсем недавно. Так что, если вы попадаете в одну из групп риска – возможно, лучше не спешить. Дав возможность оттоптаться по потенциальным граблям другим согражданам. Акция будет действовать целый квартал – так что сэкономить еще успеете. Но если хочется поработать первым тестером, а потом со всеми поделиться впечатлениями – то кто ж мешать-то будет. Тем более, и «потери» возможные тут невелики. Если же нужно просто проехать на метро или на МЦК без пересадок – то тут все проверено и отлажено ранее. Противопоказаний нет.
Tele2 сел в последний вагон
3K 2 мин.
и «Московского метрополитена» «Макомнет» потратит 600 млн руб. на сеть связи в перегонах столичной подземки. «Макомнет» проложит в тоннелях излучающий кабель, затем его смогут арендовать мобильные операторы для обеспечения бесперебойного покрытия. Больше всех в новом кабеле заинтересована дочерняя «Ростелекому» Tele2, чье покрытие в метро отстает от конкурентов, считают эксперты.
Фото: Перечицкий Андрей, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Перечицкий Андрей, Коммерсантъ / купить фото
, принадлежащая ГУП «Московский метрополитен» и «Ростелекому», 11 июня объявила тендер на прокладку излучающего кабеля в перегонах метро, обнаружил “Ъ” на сайте госзакупок. Начальная стоимость контракта — 599,5 млн руб., срок исполнения — один год. Новый кабель в перегонах нужен для оказания услуг связи в стандартах 2G, 3G, LTE. Его будут использовать мобильные операторы, причем два-три оператора смогут развернуть сеть LTE на частотах 1800 МГц и 2600 МГц одновременно, указано в документах закупки.
В «Ростелекоме» “Ъ” пояснили, что кабель нужен для новых станций и линий метрополитена, где мобильной связи еще нет. Кабель могут арендовать все мобильные операторы «на равных коммерческих условиях», подчеркнули в компании.
В пресс-службе ГУП «Московский метрополитен» добавили, что операторы могут арендовать в подземке инфраструктуру «Макомнета», а могут и построить собственную для повышения качества связи: «Уже сейчас в метро присутствуют все операторы со своим оборудованием на нашей инфраструктуре». В «Макомнет» не ответили на запрос “Ъ”.
Операторы часто устанавливают оборудование на входе и выходе из тоннеля, поэтому сигнал в середине перегона пропадает; излучающий кабель же обеспечивает бесперебойное покрытие, объясняет независимый IT-эксперт Вадим Плесский. У технологии есть и обратная сторона — длительность стройки, добавляет он:
«На покрытие всего столичного метрополитена излучающим кабелем ушли бы годы, так как работы могут проводиться только четыре часа в сутки».
«МегаФон»
заинтересован в модернизации сетевой инфраструктуры в Московском метрополитене, чтобы увеличить скорость интернета для пассажиров в тоннелях, говорят в .
У МТС
есть собственный кабель на трех линиях: Кольцевой, Сокольнической и Таганско-Краснопресненской, на остальных ветках компания арендует кабель у метрополитена, говорит ее представитель.
«Вымпелком»
использует инфраструктуру «Макомнета» в десяти перегонах метро и готов продолжить сотрудничество, добавили в компании.
В Tele2
(«Ростелеком» — его акционер) сообщили, что оператор в этом году масштабно расширил покрытие в тоннелях метро и теперь его связь доступна на всем протяжении Серпуховской, Арбатско-Покровской, Сокольнической и Кольцевой линий. Проектные работы продолжаются на Замоскворецкой линии (кабель уже проложен от «Речного вокзала» до «Красногвардейской»), отметили в пресс-службе Tele2.
Тем не менее, сейчас у Tele2 самая слабая сеть в перегонах столичной подземки, уточняет гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Компания предпочла вкладываться в запуск сетей в новых регионах, так что новый кабель позволит Tele2 догнать в подземке конкурентов из «большой тройки», заключает господин Кусков. Строительство кабеля, скорее всего, будет проводиться в интересах Tele2, соглашается аналитик MForum Алексей Бойко. Для снижения себестоимости, полагает он, заказчик может разрешить использовать его и другим операторам, а Tele2 получит возможность обеспечить сплошное покрытие в перегонах.
Анастасия Гаврилюк