Рекомендации В наших статьях мы уже говорили о специальных IP-телефонах и софтфонах для звонков через интернет. Сегодня вы узнаете, как подключить с помощью VoIP-шлюза уже существующие в компании аналоговые телефоны к IP-сетям.
- Как работает VoIP-шлюз?
- Зачем компании используют VoIP-шлюзы?
- Как выбрать VoIP-шлюз?
Часто VoIP-шлюз также называют SIP-шлюзом или голосовым шлюзом, так как именно он кодирует и декодирует голос при передаче через SIP-протокол.
Что такое VoIP-шлюз
VoIP-шлюз – это прибор, позволяющий подключать аналоговые телефонные аппараты к IP-сетям для работы в сетях IP-телефонии. Также данные шлюзы могут работать с классическими телефонными линиями, преобразуя сигнал в цифровой и обеспечивая распределение звонков на IP-телефоны посредством IP-АТС. По своему внешнему виду они напоминают роутеры, оснащённые портами для подключения телефонных линий, телефонных трубок, локальной сети и интернета. Отдельные шлюзы предназначены для установки в серверную стойку – они обеспечивают работу с большим количеством абонентов и линий, обладая высокой производительностью и устойчивостью к отказам.
Разновидности
VoIP-шлюзы представлены следующими разновидностями:
- Простые одноканальные приборы, позволяющие подключить только один телефонный аппарат – фактически это простые VoIP-адаптеры, подходящие не только для офисного, но и для домашнего применения.
- Многоканальные приборы – работают с большим количеством абонентов, перенаправляя звонки на несколько телефонных трубок. Также они могут работать с большим количеством телефонных линий, подключённых к соответствующим портам.
Также существует классификация по портам, о чём будет рассказано чуть позже.
Принцип действия
Абонентский шлюз IP-телефонии подключается к УАТС с настройкой переадресации. После установки оборудования все международные и междугородные звонки начнут поступать на VoIP-шлюз. Несмотря на технологические нюансы, схема выглядит достаточно просто: звонок идет с телефона офисного работника через УАТС на VoIP-шлюз, затем через интернет-сеть к оператору IP-телефонии, а потом непосредственно к удаленному абоненту.
Такая система полностью оправдывает себя более выгодными тарифами, поэтому расходы компании на телефонную коммуникацию на порядок снизятся по сравнению с использованием услуг операторов обычных проводных линий.
Устройство и как работает голосовой шлюз
Самый простой голосовой шлюз представляет собой небольшой прибор, оснащённый тремя разъёмами – для подключения к интернету (или локальной сети), для подключения телефона и для подключения питания. Работает он донельзя просто – преобразует аналоговый сигнал с трубки в цифровой, после чего отправляет его через сеть на IP-АТС или к IP-провайдеру. Аналогичным образом он принимает цифровой поток и преобразует его в аналоговый. Иными словами, шлюз обеспечивает передачу голосового трафика в обоих направлениях с одновременным преобразованием сигналов в цифровую или аналоговую форму.
Устройства с FXO-портами работают несколько по-другому, хотя принцип почти тот же. Они оснащаются одним или несколькими портами, предназначенными для подключения телефонных линий. Также они подключаются через LAN-порты к офисным IP-АТС. Оборудование обеспечивает приём и распределение звонков, поступающих из городской телефонной сети, и позволяет совершать голосовые вызовы с внутренних трубок через ТфОП.
ТфОП (она же ТСОП) расшифровывается как телефонная сеть общего пользования, работающая в рамках городских АТС.
Классификация VoIP шлюзов по портам
Шлюзы могут быть не только одноканальными и многоканальными. Они подразделяются на устройства с портами FXO и FXS. FXO – это аналоговый абонентский интерфейс, ожидающий подключение со стороны станции или шлюза. К данным портам подключаются телефонные линии. FXS – это порт, к которому подключаются абонентские устройства, к которым относятся факсы, модемы и обычные телефонные аппараты. Иными словами, FXS предоставляет сервис, а FXO ожидает его подключения.
Шлюзы с портами FXO подключаются к городским телефонными линиям и к IP-АТС, обеспечивая коммутацию вызовов с ТфОП на внутренние телефоны IP-сети. Шлюзы с портами FXS работают как адаптеры – они подключаются к IP-сетям, обеспечивая преобразование цифрового сигнала в аналоговый. К портам FXS в данных шлюзах подключаются телефонные аппараты.
Ситуация на рынке
На российском рынке VoIP шлюзов для малого и среднего бизнеса ведущим игроком сегодня является компания AddPac Technology. Корейский производитель не только имеет самую широкую линейку оборудования, но и сочетает это достоинство с надежностью и часто более низкой, чем у конкурентов, ценой. В арсенале AddPac более 20 моделей: от популярных сегодня одно/двух/четырех канальных VoIP шлюзов для малых компаний, до многопортовых (от 32 и более голосовых каналов) устройств, которые становятся все больше востребованы средним бизнесом.
Что выбрать: плату расширения АТС или VoIP-шлюз
Плата расширения обеспечивает подключение дополнительных внутренних абонентов. Это необходимо при увеличении количества рабочих мест на предприятии. Но стоимость плат расширения АТС достаточно высока, в то время как покупка VoIP-шлюзов обходится в разы дешевле. Одновременно с этим они проще в обслуживании и настройке, что позволяет избавиться от дополнительных затрат на услуги настройщиков – справиться с задачей смогут собственные IT-специалисты.
Также голосовые шлюзы характеризуются лучшей совместимостью с оборудованием от других брендов, что делает работу IP-телефонии более надёжной и стабильной.
Оптимизация процесса передачи сигнала
При передаче сигнала между произнесением речи на одной стороне и ее воспроизведением на другой образуется некоторый интервал. Такой интервал составляет в среднем не более 45 миллисекунд. Причина его возникновения – особенность функционирования буфера накопления сигнала и опозданий алгоритмического и вычислительного характера. Изредка сюда добавляются еще искажения синтезированной речи, которые могут быть обусловлены потерей части кодеков и превышением времени передачи сигнала.
Но это сегодня не является критичной проблемой. Речь можно компрессировать с помощью разных алгоритмов, чтобы сделать процесс обмена сигналом более качественным и сократить протяженность задержек до минимума. Есть и другие способы улучшить качество связи – например, шлюз IP-телефонии может блокировать передачу пауз в диалоге, что позволит сэкономить сетевое время. Такие естественные паузы могут занимать до половины сетевого времени.
Есть определенные количественные показатели, которые провайдеры используют для определения качества передачи данных, чтобы правильно оптимизировать связь. Речь идет о параметре MOS Score (шкала от 1 до 5). По этим данным провайдер оценивает динамику улучшения/ухудшения качества. Еще есть параметры ASR/ABR/ACD, измеряющие относительную загрузку, среднее время использования линий и т.д.
Обзор популярных вариантов шлюзов SIP
Мы разобрались, какими бывают шлюзы и как они работают. Теперь мы рассмотрим несколько самых популярных моделей от наиболее известных производителей. Они нашли своё применение дома и в офисах.
CISCO SPA112-XU
Простой и надёжный телефонный шлюз от всемирно известного бренда Cisco, обеспечивающий доступ к IP-сетям. Он оснащён двумя портами FXS, к которым подключаются телефонные трубки. Для подключения к локальной сети или интернету используется порт RJ-45.
Особенности и возможности шлюза:
- Поддержка SIP-протокола (в том числе второй версии).
- Музыкальное сопровождение в режиме ожидания.
- Поддержка трёхсторонней конференц-связи.
- Классические телефонные функции – ожидание, переадресация и перехват.
- Функция определения номера и запрета на определение номера.
- Поддержка факсимильной связи.
Прибор отличается простотой в настройке и обеспечивает качественную передачу голоса. Пользователи отмечают его стабильную работу, а его доступная стоимость (около 2500-3200 рублей) даёт возможность использовать его не только в офисных целях, но и дома.
Grandstream GXW-4108 (FXO)
Перед нами классический шлюз с портами FXO для подключения телефонных линий. Его особенности:
- Возможность настройки в автоматическом режиме.
- Высокая отказоустойчивость, обеспечивающая стабильную работу офисной телефонии.
- Возможность интеграции с IP-АТС от любых производителей.
- Одновременная работа с восемью телефонными линиями, подключаемыми к портам FXO на задней панели.
- Поддержка SIP-протокола.
- Поддержка видеокодека H.264 для видеозвонков через IP-сети.
- Мощный функционал, удачно сочетающийся с лёгкостью в настройке.
Данный шлюз создан для работы на предприятиях с большим количеством рабочих мест. Порты FXS – отсутствуют, зато присутствует поддержка переадресации вызовов и Caller ID. Для подключения к IP-сетям и АТС предусмотрены два LAN-порта. Также устройство поддерживает функции маршрутизатора. Стоимость прибора варьируется в пределах 19-23 тыс. рублей.
В базовой комплектации присутствует карта оплаты IP-провайдера Sipnet, но ничто не мешает использовать шлюз для подключения к любым другим провайдерам – например, к Zadarma.
D-Link DVG-7111S
Ещё один простой голосовой VoIP-шлюз для бытового и офисного применения. Его ключевая особенность – возможность работы с IP-сетями и традиционными телефонными линиями, для чего на его борту присутствуют порты LAN, WAN, FXS и FXO. Прибор наделили расширенной светодиодной индикацией, позволяющей контролировать состояние портов и статус шлюза.
Особенности и возможности прибора:
- Генерация комфортного шума – добавляет к разговору «белый шум», заполняя паузы в разговорах (иначе создаётся впечатление обрыва связи).
- Контроль голосовой активности – позволяет экономить трафик.
- Функция эхоподавления для более качественной передачи голоса.
- Поддержка классических телефонных функций – переадресация, повторный набор, конференц-связь, перевод звонков, ожидание/удержание и многие другие.
- Поддержка импульсного набора для работы с аналоговыми АТС.
- Поддержка телефонной книги.
- Встроенный маршрутизаторы.
Шлюз отличается стабильной работой, может использоваться в небольших офисах или дома. Благодаря наличию порта FXO имеется возможность создания правил дозвона, когда для местной связи используется ТфОП, а для межгорода – ресурсы IP-телефонии. Ориентировочная стоимость данной модели – от 3700 до 5000 рублей, в зависимости от аппетитов той или иной торговой точки.
D-Link DVG-N5402GF/A1A
Перед нами маршрутизатор с функциями VoIP-шлюза. Он оснащён модулем Wi-Fi, обеспечивая подключение клиентов к интернету. Также у него имеются два порта FXS для подключения телефонных аппаратов, комбинированный порт WAN с возможностью подключения оптического кабеля и четыре LAN-порта для подключения компьютеров и прочего оборудования. Шлюз D-Link DVG-N5402GF/A1A ориентирован на офисное применение, но подойдёт и для домашнего использования. Благодаря сразу двум антеннам, он создаёт широкую зону покрытия Wi-Fi, необходимую для подключения к интернету смартфонов, планшетов и прочих устройств. Ориентировочная стоимость шлюза составляет 9000 рублей.
На самом деле популярных VoIP-шлюзов гораздо больше. Для домашнего использования рекомендуется выбирать самое простое оборудование – потребители зачастую не пользуются дополнительным функционалом. Что касается офисного применения, то здесь следует отдать предпочтение дорогостоящему оборудованию от известных брендов, отличающемуся высокой отказоустойчивостью и способному работать при высоких нагрузках.
0 0 Голоса
Рейтинг статьи
Преимущества перед другим оборудованием для IP-телефонии
VoIP телефония – востребована у операторов, предоставляющих информационные услуги по телефону. Контакт-центры, сетевые компании, корпорации, работающие на национальном уровне и другие группы абонентов предпочитают использовать эту технологию голосовой связи благодаря ее достоинствам:
- независимость от геолокации, позволяющая оператору call-центра работать как на своем рабочем месте, так и в удаленном офисе при наличии стабильного подключения;
- безопасность соединения;
- возможность подключения видеосвязи;
- маршрутизация звонка;
- перенос номера телефона;
- возможность интеграции с CRM для повышения эффективности внутренней связи в компании.
Преимущество VoIP телефонии – дешевая связь вплоть до бесплатных междугородных и международных звонков. Для доступа к выделенному каналу связи абонент может использовать компьютер, IP-телефон и даже обычный стационарный телефон. Использование голосовых сервисов позволяет компаниям построить эффективный внутренний канал связи между сотрудниками и целыми отделами. Внедрение таких шлюзов происходит гораздо быстрее, и их можно подключить к АТС любой марки.