История
Пока СССР запускали Гагарина, правительство США решила жестоко отомстить… Эксперты называют родоначальником затеи Клода Шеннона, выпустившего книжку (1948) Математическая теория коммуникаций. Военный американский инженер активно изучал каналы связи, создав предпосылки развития сетей. Главной заслугой изобретателя стало изучение моделей шумов с попыткой разработки устойчивых кодов, способных передавать сообщения невзирая на помехи. Параллельно (1945) среди публикаций журнала Атлантик Манфли появилась заметка известного исследователя Вэнивара Буша, описывающая технологии распространения информации централизованным сервером. Эксперты называют автора отцом гипертекста, гипертекст сегодня выступает основой всемирной паутины.
Главной сетью середины XX века стал ARPANET. Основы проекта заложены двумя учёными:
- Джозеф Ликлидер развил идею создания вычислительного центра Управления перспективных исследовательских проектов (ARPA) Министерства обороны США.
- Пол Бэран, начиная 1959 годом, изучал жизнеспособность распределённых систем. Пять лет спустя родилась концепция пакетной передачи информации.
Первые в мире компьютерные сети
Тёплым апрелем 1963 года Ликлидер предложил Пентагону создать внутригалактическую компьютерную сеть. Видимо, положившись на Дарта Вейдера, учёный попутно делится идеей с Иваном Сюзерлэндом и Бобом Тэйлором. Затем спешно покидает ARPA. Тэйлор и Сюзерлэнд осмысливают сетевые технологии, помогая продвижению компьютеров, продаваемых Управлением различным компаниям. Усилия помогают быстрому распространению программных продуктов. Условием успеха стало наличие трёх терминалов, заставлявших Тэйлора постоянно менять место дислокации внутри собственного кабинета. Вот корень проблемы:
- Q-32 (Санта Моника, SDC).
- Гений проектов (Беркли, Университет Калифорнии).
- Мультикс (Массачусетский институт технологии).
Каждый терминал занимал отдельное рабочее место. Боб метался как белочка в колесе. Однажды Тэйлор сказал сам себе:
- Человечище! Решение очевидно: три терминала обязаны стать одним.
Так родилась идея ARPANET. Параллельно Пол Бэран, пользуясь мощностями RAND Corporation, продолжал смаковать проблему выживания систем, испытавших ядерный взрыв. Американцы явно хотели изобрести нечто… но медлили. Помог англичанин Дональд Дэвис, предложивший (1965) передавать информацию пакетами. Год спустя команда британца занялась разработкой конструкции локальной вычислительной сети. Прослушивая Сержанта Пеппера, Дональд набрасывал проект коммуникаций Национальной лаборатории физики (NPL), формируя основные составляющие:
- Узлы – вычислительные машины.
- Пакеты – стандартизированные блоки обмена информацией.
- Интерфейсные компьютеры, призванные обеспечить узлам временное деление канала (мультиплексирование), предоставляя доступ поочередно. Фактически исполняли роль маршрутизаторов.
- Процесс предусматривал наличие юзеров-пользователей (ламеры появились позже).
ARPANET
Труды британца привлекли внимание коллегии (октябрь 1967), собравшей (Гатлинбург, штат Теннесси) праотцов ARPANET. Демонстрация англичан состоялась 5 августа 1968 года, заставив американцев начать действовать. Ларри Робертс, нанятый Бобом Тэйлором, предложил использовать наработки Британии, объединив вычислители ARPA, создав вторую в мире (забудем Мерит) компьютерную сеть. Позже (1973) обе были объединены. Производительность канала связи NPL достигала 768 кбит/с, ARPANET – 56.
Создание американской сети шло поэтапно. Боб Тэйлор, устав бегать меж терминалами, попросил директора Чарльза Херцфельда выделить денег. Начальник перебросил 1 миллион долларов, урезав бюджет проекта баллистических ракет. Нанятый (1 млн. долларов как раз хватило) Ларри Робертс весной 1967 выдал план протокола обмена данными. Учитывались методика идентификации пользователей, коррекция ошибок. Довершил концепцию Весли Кларк, вторично (независимо) изобретающий идею Дональда Дэвиса касательно интерфейсных машин, заправляющих процессом передачи пакетов. Робертс модифицирует первоначальный план, презентуя результат в октябре 1967. Внезапно внимание комиссии привлекает живая демонстрация Дональда. Американцы быстро замечают сходство двух идей, собственной и европейской, попутно перенимая понравившиеся детали британской сети.
Летом 1968 Робертс составляет план объединения компьютеров Управления. 21 июня начинается рассылка запросов гипотетическим исполнителям проекта. Львиная масса промышленников пятится назад, упуская глобальный смысл происходящего. Лишь 12 подрядчиков отвечают согласием. ARPA отсекает мелочь, оставляя четыре солидные рыбёшки. Позже отсеивает двух, в итоге контракт 7 апреля 1969 года достался BBN Technologies. Под патронажем девы Марии компания зачала новую сеть.
Команда, возглавляемая Франком Хертмо, быстро родила первый работоспособный вариант. Паутина объединялась массой мелких компьютеров-интерфейсов. Позже узлы заменили роутерами. Сформированные врата осуществляли коммутацию ресурсов. Аппаратным средством связи выступили последовательные интерфейсы ввода-вывода. Девять месяцев спустя молодая сеть начала функционирование. Команда BBN продолжила набираться опыта, опрашивая британскую команду.
Первые связные интерфейсы реализованы защищёнными вычислительными машинами Honeywell DDP-516, снабжёнными 24 КБ внутренним магнитным накопителем, 16-входным контроллером прямого доступа к памяти. Платы мультиплексирования осуществляли связь со всеми участниками транзакций. Немедля появились индикаторные лампочки состояния каналов, доселе украшающие маршрутизаторы МТС. Интерфейсы взаимодействовали, позволяя бесконечно наращивать размер системы. Первоначально ветка объединила 1 машину Юты, 3 – Калифорнии:
- Университет Калифорнии (Лос-Анджелес) – исследовательская система Сигма 7.
- ARC (Стэнфорд, создатель компьютерной мыши, демонстрационных версий программного обеспечения) – гипертекстовые системы 940 (Гений).
- Университет Калифорнии (Санта-Барбара) – компьютеры IBM 360/75 (OS/MVT).
- Университет школы вычислений Юты (Солт Лэйк Сити) – вычислительная машина DEC PDP-10 (операционная система TENEX).
Первая передача
Первое сообщение «login» 29 октября 1969 года (22:30) послал студент-программист Университета Калифорнии (Лос-Анджелес) Чарли Клайн Стэнфорду. Историки описывают ситуацию следующим образом:
- Вечером (29 октября) группа попыталась передать символы lo. Однако система «упала». Программисты немедля начали отыскание ошибок. Исправленный код загрузили в систему Сигма 7. Последовал успех.
Пробный сеанс связи Лос-Анджелес – Стэнфорд состоялся 21 ноября. 5 декабря все четыре хоста получили возможность обмена информацией. Скоро (март 1970) ARPANET пересекла континент, систему дополнили вычислительным центром Кэмбриджа (Массачусетс). Последовал бурный рост размеров:
- Июнь – 9 хостов.
- Декабрь – 13.
- Сентябрь 1971 – 18. Началось использование незащищённых (лёгких) моделей Honeywell 316. Машины зачастую выполняли роль терминальных серверов (до 63 подключений), поддерживающих кодировку ASCII. Новые вычислители снабжали адаптированными интерфейсами, упрощая интеграцию.
- Август 1972 – 29. Постепенно повышается объем памяти (32 кБ, 56 кБ).
- Сентябрь 1973 – 40. Сеть пополнилась норвежской NORSAR через спутниковый канал. Позже добавился Лондон, подоспели шведы. Сеть охватила несколько стран. Вправду сказать, иностранный трафик был непопулярен.
- Июнь 1974 – 46. Декабрь родил понятие Internet (интернет), ставшее сокращением длинных неудобоваримых сетевых определений. Документ RFC 675 (Винтон Серф, Йоген Далал, Карл Саншайн) стандартизировал методики передачи. Интернетом называли сеть, использующую протокол TCP/IP. Становилась возможной конверсия уже возведённой инфраструктуры, включая использующие сторонние соглашения по передаче информации.
- Июль 1975 – 57. ARPANET объявили дееспособной. Контроль за расходованием субсидий растущей сети взяло Агентство оборонной связи. ВВN начинает разработку операционных систем, сначала – для процессоров Pluribus, затем – С/30.
- 1981 – 213. Национальный научный фонд США (NSF) заинтересовался проектом. Стартовала образовательная сеть CSNET. Возможность объединить напрямую оба сегмента отсутствовала.
Рождение интернета
Скорость прироста достигла отметки 1 хост / 20 дней. 1982-83 годы считают революционными: стандартизирован протокол TCP/IP, заменивший ранее используемый NCP. ARPANET стал первой подсетью будущего интернета. Осенью 1984 года инфраструктуру модифицировали, выделив военным обособленный сегмент MILNET. Части объединили охраняемыми мостами. Позже военный сегмент получил новое имя NIRPNet.
Проект 1985 года, NSFNet, призван развить научно-образовательную сеть. Гражданские мощности ARPANET стали поэтапно закрывать, последние хосты перестали функционировать в июле 1990. 28 февраля 1990 года Винтон Серф написал стихотворный реквием:
- Это было первой пташкой, навсегда останется первой, было лучшим, но теперь мы вынуждены навечно похоронить ARPANET. Прошу минуту молчания почтить слезами проводы. Всплакну за старое доброе время, любовь, долгие годы верной службы. Работа окончена. Укладывай спать пакеты, друг, и засыпай.
Начиная 1986, NSFNet планомерно рос, захватывая территорию США. Модемы обеспечивали скорость 56 кбит/с. Растущие запросы заставляли экспертов плодить новые продуктивные стандарты. Конец 80-х принёс миру первых интернет-провайдеров. Началась экспансия в Австралию, Европу, Азию. Первоначально (1988) океан пересекла радиорелейная линия (Университет Принстона – Стокгольм) низкоскоростных спутников, родив межконтинентальную сеть. Летом 1989 года 500.000 абонентов пользовались электронной почтой.
1 января 1990 года PSInet запущена коммерческая альтернативная ветка интернета, существующая доныне. Весной NSFNet бросил Европе высокоскоростную (1,5 Мбит/с) руку помощи. В 1992 году Винтон Серф, Боб Кан организовали некоммерческое Общество интернета (анонс состоялся 20 июня 1991). Сегодня структура включает свыше 100.000 компаний, частных пользователей. Означенных лиц принято называть членами группы отцов всемирной паутины.
Этикет
Инструкция лаборатории массачусетского университета гласила:
- Запрещается активность, помимо прямых государственных нужд, бизнеса. Личные сообщения-приветствия, наподобие hello, абонентам ARPANET допускаются. Направление сообщений коммерческого, политического характера нелегитимно. Рассылая спам, студенты подвергают институт дискредитации. Явятся правительственные агенты расследовать нелегальную активность.
Революция WWW
Настоящую популярность концепции принёс Тим Бернерс-Ли, создав идею WorldWidеWeb – первого браузера-редактора, позволяющего пользователю осматривать ресурсы удалённых серверов. Инженер разработал:
- Язык гипертекста HTML.
- Протокол пересылки данных HTTP.
- Программное обеспечение стороны сервера.
- Первая в мире веб-страничка описывала проект WWW.
В 1995 совершилась интернет-революция. Родились сервисы e-mail, мессенджеры, телефония. Пользователи заполонили форумы, блоги, социальные сети, электронные магазины. Ethernet постоянно плодил новые скорости. В поздние 90-е трафик ежегодно удваивался, Фидонет – погибал. Сегодня численность аудитории оценивается, как 3,6 млрд.
Уровни сетевой модели OSI и уровни TCP/IP
(OSI) Open System Interconnection — многоуровневая модель взаимодействия открытых систем, состоящая из семи уровней. Каждый из семи уровней предназначен для выполнения одного из этапов связи.
Для упрощения структуры большинство сетей организуются в наборы уровней, каждый последующий возводится над предыдущим.
Целью каждого уровня является предоставление неких сервисов для вышестоящих уровней. При этом от них скрываются детали реализации предоставляемого сервиса.
Протокол – формализованное правило, определяющие последовательность и формат сообщений, которыми обмениваются сетевые компоненты, лежащие на одном уровне, но в разных узлах.
Протоколы, реализующие модель OSI никогда не применялись на практике, но имена и номера уровней используются по сей день.
- Физический.
- Канальный.
- Сетевой.
- Транспортный.
- Сеансовый.
- Представления.
- Прикладной.
Для лучшего понимания приведу пример. Вы открываете страницу сайта в интернете. Что происходит?
Браузер (прикладной уровень) формирует запрос по протоколу HTTP (уровень представлений и сеансовый уровень), формируются пакеты, передаваемые на порт 80 (транспортный уровень), на IP адрес сервера (сетевой уровень). Эти пакеты передаются по сетевой карте компьютера в сеть (канальный и физический уровень).
Уровни OSI — краткий обзор
Физический уровень. Если коротко и просто, то на физическом уровне данные передаются в виде сигналов. Если передается число 1, то задача уровня передать число 1, если 0, то передать 0. Простейшее сравнение — связать два пластиковых стаканчика ниткой и говорить в них. Нитка передает вибрацию физически.
Канальный уровень. Канальный уровень это технология каким образом будут связаны узлы (передающий и принимающий), тут вспоминает топологию сетей: кольцо, шина, дерево. Данный уровень определяет порядок взаимодействия между большим количеством узлов.
Сетевой уровень. Объединяет несколько сетей канального уровня в одну сеть. Есть, например, у нас кольцо, дерево и шина, задача сетевого уровня объединить их в одну сеть, а именно — ввести общую адресацию. На этом уровне определяются правила передачи информации:
- Сетевые протоколы (IPv4 и IPv6).
- Протоколы маршрутизации и построения маршрутов.
Транспортный уровень обеспечивает надежность при передачи информации. Он контролирует отправку пакетов. Если пакет отправлен, то должно придти (на компьютер который отправлял пакет) уведомление об успешной доставке пакета. Если уведомление об успешной доставке не поступило то нужно отправить пакет еще раз. Например TCP и UDP.
Сеансовый уровень. Отвечает за управление сеансами связи. Производит отслеживание: кто, в какой момент и куда передает информацию. На этом уровне происходит синхронизация передачи данных.
Уровень представления. Уровень обеспечивает «общий язык» между узлами. Благодаря ему если мы передаем файл с расширением .doc, то все узлы понимают что это документ Word, а не музыка. На этом уровне к передаваемым пакетам данных добавляется потоковое шифрование.
Прикладной уровень. Осуществляет взаимодействие приложения (например браузера) с сетью.
Уровни TCP/IP
Набор протоколов TSP/IP основан на собственной модели, которая базируется на модели OSI.
- Прикладной, представления, сеансовый = Прикладной.
- Транспортный = Транспортный.
- Сетевой = Интернет.
- Канальный, физический = Сетевой интерфейс.
Уровень сетевого интерфейса
Уровень сетевого интерфейса (называют уровнем 2 или канальным уровнем) описывает стандартный метод связи между устройствами которые находятся в одном сегменте сети.
Сегмент сети — часть сети состоящая из сетевых интерфейсов, отделенных только кабелями, коммутаторами, концентраторами и беспроводными точками доступа.
Этот уровень предназначен для связи расположенных недалеко сетевых интерфейсов, которые определяются по фиксированным аппаратным адресам (например MAC-адресам).
Уровень сетевого интерфейса так же определяет физические требования для обмена сигналами интерфейсов, кабелей, концентраторов, коммутаторов и точек доступа. Это подмножество называют физическим уровнем (OSI), или уровнем 1.
Например, интерфейсы первого уровня это Ethernet, Token Ring, Point-to-Point Protocol (PPP) и Fiber Distributed Data Interface (FDDI).
Немного о Ethernet на примере кадра web-страницы
Пакеты Ethernet называют кадрами. Первая строка кадра состоит из слова Frame. Эта строка содержит общую информацию о кадре.
Далее в кадре располагается заголовок — Ethernet.
После заголовка кадра идет заголовок протокола IPv4, TCP и HTTP.
В конце идет заголовок HTTP с запросом GET (GET — один из вариантов запроса к веб-серверу).
Таким образом цель кадра — запрос содержимого веб-страницы которая находится на удаленном сервере.
В полном заголовке Ethernet есть такие значения как DestinationAddress и SourceAddress которые содержат MAC-адреса сетевых интерфейсов.
DestinationAddress показывает MAC шлюза в локальной сети, а не веб-сервера, так как протоколы 2-го уровня «не видят» дальше локальной сети.
Поле EthernetType указывает на следующий протокол более высокого уровня в кадре (IPv4).
Коммутаторы считывают адреса устройств локальной сети и ограничивают распространение сетевого трафика только этими адресами. Поэтому коммутаторы работают на уровне 2.
Уровень Интернета
Уровень интернета называют сетевым уровнем или уровнем 3. Он описывает схему адресации которая позволяет взаимодействовать устройствам в разных сетевых сегментах.
На уровне интернета преимущественно работает протокол IP, работающие на уровне 3 устройства — маршрутизаторы. Маршрутизатор читает адрес назначения пакета, а затем перенаправляет сообщение по соответствующему пути в пункт назначения. Подробнее о маршрутизации вы можете почитать в статье маршрутизация в windows.
Если адрес в пакете относится к локальной сети или является широковещательным адресом в локальной сети, то по умолчанию такой пакет просто отбрасывается. Поэтому говорят, что маршрутизаторы блокируют широковещание.
Стек TCP/IP реализован корпорацией Microsoft ну уровне интернета (3). Изначально на этом уровне использовался только один протокол IPv4, позже появился протокол IPv6.
IPv4
Протокол версии 4 отвечает за адресацию и маршрутизацию пакетов между узлами в десятках сегментах сети. IPv4 использует 32 разрядные адреса. 32 разрядные адреса имеют довольно ограниченное пространство, в связи с этим возникает дефицит адресов.
IPv6
Протокол версии 6 использует 128 разрядные адреса. Поэтому он может определить намного больше адресов. В интернете не все маршрутизаторы поддерживают IPv6. Для поддержки IPv6 в интернете используются туннельные протоколы.
В Windows по умолчанию включены обе версии протоколов.
Транспортный уровень
Транспортный уровень модели TCP/IP представляет метод отправки и получения данных устройствами. Так же он создает отметку о предназначении данных для определенного приложения. В TCP/IP входят два протокола транспортного уровня:
- Протокол TCP. Протокол принимает данные у приложения и обрабатывает их как поток байт.Байты группируются, нумеруются и доставляются на сетевой хост. Получатель подтверждает получение этих данных. Если подтверждение не получено, то отправитель отправляет данные заново.
- Протокол UDP.Этот протокол не предусматривает гарантию и подтверждение доставки данных. Если вам необходимо надежное подключение, то стоит использовать протокол TCP.
Прикладной уровень
Прикладной уровень — это этап связи на котором сетевые сервисы стандартизированы. Многие знают протоколы прикладного уровня: POP3, HTTP, Telnet, FTP и другие. Как правило программы работающие с этими протоколами имеют дружественный, интуитивно-понятный интерфейс. Изучив этот материал вы изучили основы компьютерных сетей.
Причины создания глобальных сетей
Исследователи истории интернета придерживались ошибочного мнения об обязанности сетей выступать щитом, предотвращающим ядерный удар. Корпорация RAND изначально представляла подобную возможность, позже искоренённую из проекта. Главная цель – обеспечить выживаемость системы, соединить командные пункты, предоставить функциональность даже при условии гибели большей части сегментов. Разумеется, предполагалось уничтожение именно ядерным взрывом.
Вычислительные сети. Первая в мире компьютерная сеть ARPANET. Назначение и классификация сетей
На сегодняшний день трудно оценить всю важность вопроса передачи данных. Для людей это является необходимым атрибутом существования, ведь без возможности кооперировать друг с другом мы не сможем познавать новое, совершать научные открытия и.т.д. Наиболее важной на данный момент сферой, где использование передачи данных необходимо для успешного её функционирования, является сфера компьютерных сетей. Далеко не всегда мы задумываемся каким образом передаются миллионы гигабайт информации между нашими компьютерами. На сегодняшний день в мире существует более 130 миллионов компьютеров и более 80% из них объединены в различные информационно-вычислительные сети, начиная от малых локальных сетей в офисах до глобальных сетей типа Internet. В данном уроке вы сможете изучить что же такое компьютерные системы и сети, познакомиться с историей создания первых компьютерных сетей, освоить основные протоколы, классификацию компьютерных сетей и их основных компонентов.
Тема: История и классификация компьютерных сетей
Урок: Вычислительные системы и вычислительные сети. Первая в мире компьютерная сеть — ARPANET. Протоколы. Первые отечественные информационные сети.
Назначение и классификация компьютерных сетей, их основные компоненты
Инфраструктура
Операторы предоставляют доступ к всемирному объединению персональных компьютеров. Провайдеры первого уровня (tier-1) способны достичь любой подсети напрямую. Отсутствует комиссия, присваивающая звание; кто может выполнить требования – тот знает. Провайдер первого уровня предоставляет собственную таблицу маршрутизации. Современная иерархия даёт следующие определения:
- Tier-1 – провайдер достигает сети интернет посредством исключительно пиринговых соединений.
- Tier-2 – провайдер покупает транзит трафика, помимо собственной инфраструктуры.
- Tier-3 – полное отсутствие собственных мощностей. Трафик полностью покупается.
Иногда эшелоны ссорятся. Тогда некоторые подсети (разных провайдеров) перестают видеть друг друга. Такое случалось. Обычно одна сторона сдаётся, перекупая чужой транзитный трафик. Реже коллективные жалобы ущемлённых лиц заставляют врагов примириться. Любопытный момент: клиенты эшелонов второго уровня живут превосходно, поскольку перекупщики обычно берут трафик нескольких компаний.
Пользуясь отсутствием системы сертификации, провайдеры порой самовольно признают себя капитанами первого ранга, пытаясь выделиться на общем фоне. Неразберихи добавляют парадоксальные факты:
- Операторы второго уровня часто крупнее «сливок» сообщества.
- «Нижние слои» могут закупать очень-очень малую часть трафика, используя преимущественно собственные каналы.
- Скорость провайдеров второго уровня зачастую выше.
Маркетологи выбрасывают объективные сведения, далёкие от сферы присвоения классификации:
- Число абонентов, маршрутизаторов.
- Протяжённость линий.
Провайдеры Tier-1 бесплатно предоставляют пиринг компаниям, удовлетворяющим ряду условий. Желающие могут купить «право», не получая статус первого звена в силу политических, финансовых причин. Эксперты рекомендуют определять опорные сети, чья инфраструктура выступают костяком. Первоначально таковой была ARPANET, проект закрыли, заменив NSFNet. Растущее число операторов добавляли собственные физические линии, обходя стороной первопроходцев. 30 апреля 1995 года инфраструктуру NSFNet упразднили. Подавляющее большинство Tier-1 североамериканские, присутствует японская NTT, скандинавская – Telia Sonera.
Пара клиент—сервер
Начнем с определений.
Клиент — это модуль, предназначенный для формирования и передачи сообщений-запросов к ресурсам удаленного компьютера от разных приложений с последующим приемом результатов из сети и передачей их соответствующим приложениям.
Сервер — это модуль, который постоянно, ожидает прихода из сети запросов от клиентов и, приняв запрос, пытается его обслужить, как правило, с участием локальной ОС; один сервер может обслуживать запросы сразу нескольких клиентов (поочередно или одновременно)/
Проще говоря Сервер — это компьютер на котором установлена программа, или принтер. Клиент — это компьютер который подключается к программе, работает с ней и распечатывает какие-либо результаты, например.
При этом программа может быть установлена на Клиенте, а база данных программы на Сервере.
Управление
Всемирная сеть лишена централизованного управления. Передачей информации заправляют протоколы, организации, провайдеры. Имена доменов администрирует международная служба ICANN. Распределением IP-адресов заведуют Региональные интернет-регистраторы:
- Африканский сетевой информационный центр (AfriNIC).
- Американский регистратор интернет-номеров.
- Азиатско-тихоокеанский сетевой информационный центр.
- Латиноамериканский и Карибский регистратор адресов интернета.
- Европейский RIPE NCC.
Ранее 1 октября 2021 зонами ДНС заведовала Национальная телекоммуникационная и информационная администрация США. Ныне функции переданы IANA. Общую координацию разработчиков осуществляет Общество интернета.
Первые шаги
В 1969 году, 29 октября в 9 вечера, между первыми узлами данной сети, находящимися друг от друга на расстоянии в 640 километров – в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса и в Стэндфордском исследовательском институте – провели первый сеанс связи. Оператор Чарли Клайн пытался выполнить удалённое подключение к компьютеру, находящемуся в Стэнфорде. Успешную передачу каждого введённого символа его коллега Билл Дювалль подтверждал по телефону. Вначале удалось отправить всего три символа «LOG», после чего сеть перестала работать. Символы «LOG» должны были быть словом LOGON (команда входа в систему). В рабочее состояние систему вернули уже к половине одиннадцатого вечера и следующая попытка оказалась успешной. Эту дату и принято считать днём появления сети Интернет.
Фидонет
Приведём пример, показывающий глобальное отличие интернета. Сама инфраструктура не позволяет дать название сети. Выше прямо говорилось: ключевую роль получают протоколы. Производители начинают поддерживать стандартизирующие организации. Однако корпоративный пыл разработчиков легко охладит единственный энтузиаст. Пусть Фидонет теряет популярность – проект показывает главное: интернет образован стеком протоколов, легко может быть заменён иной технологией. Название же, скорее всего, останется по инерции, сегодня редкие эксперты помнят истоки происхождения терминов.
Сеть создал (1984) американский программист Том Дженнингсон. Программное обеспечение занималось обменом объявлений меж двумя электронными досками. Технология использовала ночью (тарификация обходится дешевле) обычную телефонную линию. Запланированный регламентом час обмена прекращал доступ пользователей (которые преимущественно спали). Число абонентов постепенно росло, потому что подключение было бесплатным. Клиент покупал телефон, ставил программное обеспечение, начинал общаться.
Увеличивающаяся масса желающих заставила разделить Фидонет по сегментам, образовав дерево. Адресация стала двухуровневой. Октябрьское собрание 1986 года ввело четырёхъярусные обращения, учитывая наличие нескольких материков. Появились постоянные врата в интернет. Пик популярности приходится на 1996 год. Затем число узлов резко падает.
Сегодня, помимо телефонных, пользователи располагают возможностью использовать сетевую инфраструктуру, включая интернет-коммуникации.
Система пакетной обработки
Первые компьютеры были очень огромными и дорогостоящими, порой их размеры достигали габаритов зданий. Они не предназначались для обычных пользователей, а лишь обрабатывали пакетные данные.
Обработка пакетных данных зачастую основывалась на базе мощнейшей электронно-вычислительной машины общего пользования с улучшенной степенью надежности (мэйнфрейма).
Задачей пользователя была подготовка перфокарты с исходными данными, которые он передавал в центр вычислений. Задачей операторов центра был ввод данных с этой перфокарты в электронно-вычислительную машину, после их обработки пользователи могли получать результаты приблизительно через сутки. В то же время, если имела место ошибка в перфокарте, то результат мог задержаться еще на сутки.