Большинство пользователей глобальной сети знают и даже активно используют способ передачи мультимедийных данных через Интернет – межсетевой протокол IP (Internet Protocol). Если говорить просто, то для обмена информацией, включая аудиосообщения, требуется установить IP-соединение между устройствами.
Но что такое SIP-телефония? Это один из протоколов передачи голосовой информации, который базируется на принципах IP-телефонии. Расшифровывается SIP как Session Initiation Protocol – «Протокол Установления Сеанса». Используется для множества целей – аудио и видеоконференции, телефония, онлайн-игры и другое. Протокол SIP работает по схеме «клиент-сервер-клиент», чередуя запросы и ответы.
Далее подробно остановимся на алгоритме работы, отличиях от IP и VoIP и преимуществах SIP-телефонии.
Что такое SIP-телефония
Технически говоря, SIP (Session Initiation Protocol) — это протокол инициирования сеанса, то есть способ отправки голосовых вызовов по каналу SIP. Если старые телефонные системы отправляли вызовы по медному проводу в PSTN, то есть телефонной коммутируемой телефонной сети, то для SIP-вызовов используется интернет-протокол. При этом вызов может поступать и совершаться на любой номер.
Таким образом SIP-телефония — это система для отправки и приема вызовов через интернет, которая не задействует физические линии связи.
Что такое SIP транк? Это непосредственно способ организации связи, то есть канал связи между оборудованием вашего бизнеса и провайдером услуг связи (как Nextel). В IP-телефонии этот канал связи виртуальный, то есть для него не нужны провода между оборудование, а само оборудование может находиться хоть в разных городах, хоть в разных странах. То есть SIP транк — это магистраль, по которой данные передаются от отправителя к получателю.
Если говорить про отличительные черты SIP-вызовов, можно выделить 3 особенности:
- Высокое качество голосовой связи. В отличие от аналоговой телефонной системы, которая поддерживает только звук стандартной четкости, SIP-маршрут обеспечивает высокую четкость сигнала для более чистого звука без помех (при условии хорошего интернет-подключения).
- Переадресация звонков. Это функция SIP для перенаправления звонков в соответствии с предварительно заданными настройками. К примеру, вы можете настраивать кастомные сценарии для маршрутизации вызовов между отделами с разными специалистами техподдержки, переадресации по времени суток, на основе уникального идентификатора абонента и так далее.
- Удобный интерфейс для управления. IP-телефония Nextel позволяет подключить любое количество SIP-номеров для персонального использования, отдела продаж или целого колл-центра. При этом вы или ваши операторы получат возможность просматривать, управлять и анализировать вызовы через пользовательский интерфейс: удобный, простой, интуитивно понятный и доступный без какой-либо IT-подготовки.
Что такое «протокол» в интернет-связи?
Если вы читаете этот текст, вы, вероятно, уже знакомы со многими интернет-протоколами и связанными с ними технологиями. Щелкните на адресную строку этой страницы — в ней отображается:
https://nextel.cloud…
https:// — это протокол для передачи данных, в этом случае — данных о содержании этой странички.
Вспомните вашу последнюю регистрацию email. В процессе вам наверняка встречались настройки с ярлыками IMAP, POP3 или SMTP — это тоже протоколы, специфично протоколы электронной почты. Такая себе магистраль для передачи и получения писем.
Так вот SIP — это то же самое в мире голосового общения. Это канал связи в реальном времени для видеозвонков и голосовых вызовов, а также текстовых сообщений.
Mango Office
Еще один лидер на рынке IP-телефонии России – Mango Office. Этот сервис работает уже 18 лет. Отличительной особенностью компании является то, что она предлагает своим клиентам более 200 сервисов по коммуникации. То есть пользователи могут подключить практически любую услугу SIP-телефонии, в которой нуждаются. Конечно, за такое удобство придется раскошелиться, так как многие из этих сервисов платные.
В базовой сборке виртуальной АТС от Mango Office около 50 бесплатных функций. Стоимость услуг в месяц на трех пользователей – примерно 700 рублей.
Помимо вышеописанных нишевых сервисов, услуги SIP-телефонии сегодня также оказывают представители сотовой связи. К примеру, МТС, Билайн и Мегафон провели диверсификацию своих услуг и теперь активно подключают своим бизнес-клиентам SIP-телефонию. Возможность подключения к номерам сторонних предприятий есть только у платных тарифов.
Сервис Mango Office отличается хорошей круглосуточной службой поддержки, услугой подключения виртуальных номеров 75 городов России. Подключение этих номеров бесплатное, придется лишь ежемесячно оплачивать обслуживание. Единственный минус – в базе Mango Office нет иностранных номеров.
Отличие SIP от IP и VoIP
VoIP — это Voice over Internet Protocol, то есть голосовая связь через интернет-протокол. Чтобы вызов прошел через этот самый интернет-протокол, нужен SIP — Session Initiation Protocol, то есть протокол инициации сессии. Поэтому можно сказать, что SIP — это основа IP-телефонии. SIP позволяет компании совершать голосовые звонки и отправлять сообщения через сети, подключенные к Интернету.
Важно отметить, что SIP — не единственный протокол, который используется в интернет-телефонии, он просто самый распространенный.
IP-телефония с SIP — это замена старым проводным линиям связи, которые включали систему PBX и аппаратную линию для передачи аналоговых сигналов. Локальные физические телефонные линии требовали значительных первоначальных вложений, плюс их было гораздо сложнее масштабировать. Да и кастомизация, признаем, скорее отсутствовала, чем присутствовала.
Линии SIP и технология VoIP устранили все эти проблемы:
- для них не нужно физическое оборудование, кроме любого устройства (компьютера, телефона), подключенного сети;
- не нужны физические телефонные линии — кабели и провода в офисе со своей АТС;
- не нужна команда для обслуживания этой АТС, потому что АТС — виртуальная;
- можно формировать полностью кастомизированное рабочее пространство за счет гибкой настройки личного кабинета Nextel;
- доступны разные тарифы оплаты, чтобы платить только за релевантные функции и не переплачивать.
Соответственно, основная разница между традиционной и IP-телефонией — в технологиях. IP-телефония — это облачный сервис с виртуальной АТС и пространством для передачи, хранения и обработки ваших данных.
При этом важно понимать, что SIP — это и не мобильный номер. Он не привязан к определенному региону или стране, использует свой протокол (а не GSM-связь), для него не нужна сим-карта. Таким образом, хотя SIP-номер может визуально не отличаться от мобильного, это тоже принципиально разные технологии. Читайте детальнее в нашей статье «Чем отличается номер в SIP-формате от мобильного».
Телфин
Популярный российский провайдер Телфин вот уже на протяжении 15 лет поставляет своим пользователям услуги по SIP-телефонии. Главным продуктом компании и ее отличительной особенностью является виртуальная АТС «Телфин. Офис». Стоимость услуг Телфина для четырех пользователей в месяц составляет примерно 800 рублей. В качестве дополнительных опций можно подключить книгу контактов, мониторинг звонков, оценку качества разговоров, аналитику, контроль пропущенных звонков, коллтрекинг и др
На фоне конкурентов Телфин выделяется большим количеством бесплатных сервисов, уже добавленных в виртуальную АТС в виде базовых функций. В стандартный функционал, к примеру, уже входят голосовая почта, запись и возможность сохранения до 1000 минут разговоров, API для интеграции с другими приложениями, конференц-связь, АОН (автоматическое определение номера), журнал звонков и их статистика, очередь звонков и различные сценарии переадресаций.
Провайдер работает с 38 странами мира, подключая их номера своим пользователям. Кроме того, дополнительно Телфин предлагает виртуальные мобильные номера для Питера и Москвы, а также номера 8-800.
Как работает SIP-телефония
Пошаговый алгоритм, как работает SIP-вызов:
- Вызов поступает с SIP-телефона.
- Звонок проходит через АТС (облачную или офисную) и поступает в IP-сеть.
- Вызов поступает в интернет через NNI (интерфейс от сети к сети) — это своего рода связующее звено между интернет-провайдером и сетью телефонии. В зависимости от интернет-провайдера, маршрутизация SIP-вызов будет проходить либо по общедоступному, либо по частному маршруту. Разница в уровне безопасности: общедоступный маршрут не шифруется, тогда как частный проходит непосредственно через интернет-соединение клиента и не попадает в общедоступную сеть.
- SIP переходит из интернета (читай — общего пространства) в сеть Nextel, а потом направляется в IP-сеть конкретного получателя.
- Дальше два варианта. Если конкретный получатель вызова использует цифровое устройство (подключенное к интернету), его вызов проходит напрямую. Если он использует аналоговый телефон, то звонок перенаправляется через аналоговый телефонный адаптер (ATA).
- Раздается звонок, абоненту можно снимать трубку!
Есть SIP совершает вызовы через сеть интернет, звонок может проходить на любое устройство: мобильный телефон, аналоговый (городской) номер, телефонную связь в лифте жилого дома, другие служебные телефонные системы — в общем, без ограничений. А переход сигнала из IP-сети через аналоговый адаптер занимает считанные секунды!
Вот как выглядит алгоритм работы SIP-вызовов на картинке:
Zadarma
Сервис Zadarma предлагает свои услуги на протяжении 15 лет. Главное достоинство этого провайдера – низкая стоимость звонков: от 44 копеек на городские номера и от 1,65 рубля на мобильные.
В списке услуг – номера с кодом 8-800, номера 100 стран мира. Минимальная абонплата в месяц составляет всего 140 рублей, а многие номера подключаются совершенно бесплатно. При подключении некоторых тарифов пользователь получает виртуальную АТС для 30 участников тоже бесплатно. Из недостатков – необходимо дополнительно оплачивать услугу информирования по SMS.
Что нужно для приема и отправки звонков через SIP
SIP позволяет наладить коммуникацию через компьютер/телефон и Интернет. Безо всяких границ! Голосовые и видеозвонки по SIP бесплатны, для них не существует ограничительных законов, нет никакого роуминга или поминутной оплаты. Это экономически выгодная часть интернет-телефонии, которая позволяет использовать преимущества VoIP (IP-телефонии), при этом сокращая затраты на связь.
Чтобы начать работу, нужно получить SIP-адрес, а потом установить и настроить SIP-клиент на компьютере или телефоне. Давайте разберемся во всем, что нужно для начала работы с SIP, более детально:
- SIP-адрес/аккаунт. Его можно получить у провайдера IP-телефонии, к примеру, создав бесплатный аккаунт в сервисе Nextel;
- SIP-клиент. Это приложение для компьютера или мобильного устройства, которое работает как своего рода программный телефон и одновременно интерфейс для менеджмента телефонии;
- интернет. IP-телефония — это телефония по интернет-протоколу, а потому стабильное соединение с хорошей пропускной способностью — мастхэв;
- устройство для связи. Наушники и микрофон или гарнитура — и вы готовы к разговору!
Гравител
Сервис Гравител на рынке IP-телефонии работает 12 лет. В базовую сборку виртуальной АТС от Гравител входят около 80 функций для бизнеса. За пятерых пользователей в месяц нужно платить почти 1800 рублей, поэтому стоимость услуг сервиса можно отнести к недостаткам. У компании хорошая круглосуточная техподдержка. За хранение звонков, увеличение времени записи звонков, внешние номера придется оплачивать дополнительно.
Подключив виртуальный номер в Гравител, пользователь получит бесплатный пакет на 3000 минут ежемесячно на городские номера обеих столиц России. В базе Гравител есть номера 44 городов страны, а также федеральные номера 8-800.
Преимущества SIP-телефонии
- Менеджмент. В отличие от решений на основе PRI, SIP не привязан к физическому медному каналу, то есть не ограничен наличием локальной сети связи. SIP позволяет создавать несколько виртуальных путей, чтобы сеть SIP всегда была работоспособна. Это не только повышать доступность коммуникации (что исключительно важно для бизнеса!), но и экономит время на менеджменте. Нет проводов, нет проблем с обслуживанием, ремонтом, заменой…
- Рентабельность. SIP позволяет сократить расходы за счет более гибкой системы оплаты. В частности, если вы используете многоканальные линии для бизнеса, именно вы определяете необходимое количество каналов. А значит, не переплачиваете за стандартный набор, который может оказаться совсем вам не нужным. Выберите решение, которое отвечает потребностям именно вашего бизнеса, и платите только за него.
- Масштабируемость. SIP гораздо легче масштабируется; в немалой степени благодаря простому управлению через пользовательский интерфейс. То есть когда вам нужно увеличить количество линий для операторов, это решается парой кликов в личном кабинете (которые вносят изменения в работу облачной АТС Nextel), а не работой с реальной телефонной станцией в офисе, для которой нужен специалист, которая может иметь ограниченный ресурс и еще 1000 и 1 ограничение.
- Унификация. SIP-связь не ограничена локально, гибка и доступна — гораздо доступнее традиционной аналоговой. Это особенно актуально в наше время, когда удаленная работа становится нормой, а значит, нужны решения, которые позволят поддерживать качество бизнес-процессов вне зависимости от местонахождения сотрудников. Сервис Nextel позволяет совершать звонки с высоким качеством связи, где бы вы ни находились.
МТТ Бизнес
И напоследок – федеральный коммуникационный бизнес-провайдер МТТ Бизнес, который работает на рынке с 1994-го года. Согласно самому популярному тарифу компании, клиент получает виртуальную АТС на 5 рабочих мест за 1500 рублей, при этом ежемесячно нужно оплачивать за услуги сервиса 1900 рублей.
Функций в базовой комплектации АТС около 20, а за SMS-информирование, запись разговоров и индивидуального приветствия, автоперезвон нужно будет платить отдельно. В базе компании МТТ Бизнес представлены номера 92 российских городов, номера с кодом 8-800 и мобильные номера.