Подпишись на новости:
MNP (mobile number portability) — это услуга, которая позволяет оставить свой телефонный номер без изменения после перехода к другому оператору связи. Казалось бы — все просто. Однако процедура переноса номера достаточно сложная в техническом плане.
— Коммутация — процесс дозвона на конкретный номер телефона несколько усложняется, если абонент уходит под управление другим оператором. — Биллинг — сложнее становится и процесс определения стоимости. Поскольку теперь условие принадлежности уникального кода номера к какому-то конкретному оператору не является актуальным.
Именно из-за этого процедура внедрения технологии MNP является достаточно сложной и одновременно весьма дорогостоящей.
Как выглядит процесс перехода
1. Абонент приходит в офис нового оператора и пишет заявление о переходе.
2. Новый оператор отправляет запрос в ЦБДПН. Там заявку регистрируют и запускают процесс портации.
3. «Старый» оператор получает заявку. После чего проверяет абонента на: отсутствие задолженности, отсутствие запрета на перенос в течение 6 мес. с даты подключения и пр.
4. В случае успешной проверки «старый» оператор отправляет предполагаемую дату начала переноса. Обычно — около 7 полных суток после окончания проверки. В этот период «старый» оператор пытается выяснить у абонента причины перехода. И уговаривает его остаться в «старой» компании.
5. В назначенный день и час начинается этап «малая портация». Основные участники процесса вносят изменения в своих системах. И после чего новая SIM-карта абонента сможет работать в новой сети. Процесс запускает «старый» оператор. Он деактивирует абонента в своих системах — HLR и биллинге.
6. Потом новый оператор активирует своего нового абонента у себя. По регламенту этот переход не должен занимать более получаса. Ведь абонент во время этого процесса остается полностью без связи.
7. Затем «старый» оператор вносит изменения в свой SFR. Это необходимо, чтобы вызовы из его сети к своему «бывшему» абоненту корректно отправлялись в его новую домашнюю сеть. На этом заканчивается этап «малой портации».
8. ЦБДПН выкладывает в свою базу инкрементальные данные о новом RN портированного абонента. А все присоединенные операторы забирают эти сведения раз в 2 часа. И обновляют свои SRF.
Что делать перед переходом к другому оператору связи
Перед непосредственным выполнением процедуры перехода на обслуживание на условиях нового оператора, абоненту необходимо обязательно уделить внимание проверке следующих нюансов относительно своего действующего номера телефона:
- По счету не должно быть никаких задолженностей перед старым (действующим оператором);
- Номер телефона должен быть оформлен исключительно на ваше ФИО (в противном случае переход можно будет выполнить лишь при наличии доверенности от истинного владельца SIM-карты);
- Переход должен осуществляться в рамках одного региона подключения.
Разобравшись с вопросами относительно самой технологии Mobile Number Portability, предлагаем коротко уделить внимание и тому, как её реализовали участники российского рынка сотовой связи.
Опасения операторов
Активное обсуждение введения в России MNP началось еще в декабре 2012 года. Однако лишь в июле 2013 было подписано постановление, касающееся внесения изменений и поправок в закон «О связи». С 1 декабря 2013 года россиянам разрешили сохранять свой номер при переходе от одного оператора мобильной связи к другому.
Изначально операторы связи отнеслись к идее ввести переносимость номеров крайне отрицательно. Они аргументировали свою позицию тем, что затраты на внедрение и поддержание услуги будут слишком велики по отношению к возможному эффекту от нее для потребителей и самих операторов.
В 2009 году «большая тройка» оценила свои расходы на внедрение MNP более чем в 400 млн долларов за 3-4 года. Операторы также высказывали свои опасения, что эти дополнительные затраты могут привести к повышению цен на услуги связи для абонентов.
Перенос номера в МТС
Сменить своего прежнего оператора на МТС, сохранив прежний номер, так же несложно:
- Найдите 1 из салонов-магазинов МТС, напишите заявление с просьбой о переходе и заключите договор на обслуживание номера, который будете переносить. При себе нужно иметь паспорт. При этом номер должен быть зарегистрирован на вас (если нет, возьмите доверенность от владельца номера);
- Оплатите услугу перехода со своим номером в сеть МТС — 100 руб (деньги вернут на баланс бонусами после успешного перехода);
- После этих “формальностей” выберите тариф на “временный” номер — на эту симкарту впоследствии будет перенесен ваш номер;
- В течение нескольких дней оператор проверяет все данные, задолженность и т.д. В процессе проверки вы будете получать SMS обо всех этапах переноса номера на сим-карту действующего оператора и новую от МТС;
- За день до перехода в сеть МТС вы получите SMS с необходимыми инструкциями о том, когда точно (дата и время) нужно будет вставить новую СИМ-карту МТС в телефон/планшет.
После начала процедуры портации номера ваша прежняя карта перестанет работать. Важно, что перенос номера осуществляется не раньше, чем на восьмой день с момента подачи заявления либо в любой другой день по желанию абонента.
Также можно оставить заявку на переход в онлайн. После ее отправки с вами свяжется представитель МТС для уточнения деталей перехода, и доставки сим-карты и пакета документов. При переходе со своим номером в МТС, оператор выдает сим-карту с временным номером с выбранным абонентом тарифом. Для активации симки нужно пополнить баланс временного номера на 200 рублей, 100 из которых спишут за услугу МНП. После завершения портации вам поступит на баланс бонус в размере 100 рублей, потратить которые можно на связь, включая абонплату по тарифу.
Плюсы MNP
Но участники рынка всегда признавали и плюсы введения услуги переноса номера. Например: свобода абонента, развитие рыночных отношений, возможное снижение цен при конкуренции и повышения качества сервисов. Операторы предсказывали сложности при управлении и в правовом статусе центральной базы данных абонентов сотовой связи.
На начальном этапе внедрения MNP часто случалось так, что какие-то отдельно взятые операторы не везде успевали внести изменения в маршрутизацию вызовов и сигнализации. Из-за чего некоторые диапазоны номеров могли отрабатываться по прежней схеме. Т. е. без участия SRF. Сейчас это практически устранили.
Некоторые проблемы возникают из-за несвоевременного обновления локальных баз данных операторов. Дело в том, что у каждого крупного игрока несколько узлов SFR и синхронизируются они не напрямую с ЦБДПН, а через локальную БДПН оператора. Эти процессы несколько снижают оперативность процедуры портации. Абонент может это заметить как отсутствие входящей связи от каких-то операторов.
Когда осенью 2013 года все участники телеком рынка критиковали организацию проекта MNP, они были правы. Как и предполагалось, Минкомсвязь объявила внятные правила с большим опозданием. Тем не менее, внедрить проект удалось, но только благодаря тому, что Россия не была пионером в этой области. На тот момент на рынке существовали готовые решения: как для ЦБДПН, так и для каждого оператора и вендора его оборудования. Поэтому «отмена мобильного рабства» прошла спокойно и весьма успешно.
Сложность реализации
Стоит отметить, что процедура переноса номера по технологии MNP является достаточно сложной в техническом плане. Заключается данная сложность в главной мере в двух аспектах:
- Коммутация – процесс дозвона на конкретный номер телефона несколько усложняется при условии миграции абонента под управление другим оператором;
- Биллинг – процесс определения стоимости вызовов становится более сложным, поскольку теперь условие принадлежности уникального кода номера к какому-то конкретному оператору не является актуальным.
Видеоинструкция по переходу к другому оператору с сохранением номера
Непосредственно из-за того, что процедура внедрения технологии MNP является достаточно сложной, она, одновременно с этим, оказывается и весьма дорогостоящий. Именно поэтому операторы в России предлагают подобную услугу своим клиентам не бесплатно. Впрочем, даже если оплата перехода и предусмотрена, она является весьма несущественной.
Что же касается сроков выполнения всех операций для корректного и беспроблемного перехода абонента с одного оператора на другой, то зачастую они составляют от 1 суток до 7-8 дней. Большинство российских операторов придерживается как раз показателю в 7-8 дней.
В 2021 году картина была следующая:
Ушли от операторов с начала работы MNP:
● МегаФон — 1,466 млн абонентов. ● МТС — 1,344 млн абонентов. ● Билайн — 947 000 абонентов. ● Tele2 — 458 000 абонентов. ● От остальных операторов ушли 860 000 абонентов.
Пришли к операторам с начала работы MNP:
● В Билайн пришли 1,27 млн абонентов. ● МТС — 1,199 млн абонентов. ● МегаФон — 1,187 млн абонентов. ● Tele2 — 880 000 абонентов. ● К другим операторам пришли 539 000 абонентов.
Наибольшие потери понесли операторы МегаФон и МТС. В плюсе остались Билайн и Tele2.
Перенос номера в Теле2 и Yota
MNP переход в Теле2 и Йота ничем не отличается от вышеописанных действий у других операторов. Среди отличий отметим, что Теле2 предлагает оформить заявку онлайн, получить документы как в салоне оператора, так и курьером, и в момент подачи онлайн-заявки можно указать данные паспорта, чтобы ускорить процесс. В какой именно необходимо будет прийти в офис, вы выбираете во время оформления заявления.
У Йоты можно воспользоваться доставкой сим-карты курьером, как и при обычном подключении нового номера. Также, чтобы оформить переход от другого оператора можно прийти в офис компании, подать заявление, и получить сим-карту с временным номером. Обратите внимание, что не все точки продаж Йоты принимают заявления на портацию номера, а уточнить ближайший можно на сайте виртуального оператора связи. У Йоты нет множества тарифов, и собственный можно собрать в мобильном приложении.
Опыт зарубежных стран
Удивительно, но технология перехода по MNP не такая уж и новая услуга. Она была разработана еще в конце 90-х годов. Правда, тогда она была реализована лишь в ряде европейских стран, а также в США и Канаде. До России MNP добралась спустя 10 лет, корректно заработав лишь в 2014 году.
Опыт зарубежных стран, внедривших MNP несколько лет назад, показал, что популярность услуги зависит от нескольких факторов:
Финляндия
1. В большинстве случаев услуги MNP оказались востребованы только на ранних стадиях развития рынка. Который характеризуется относительно низким проникновением, невысоким качеством связи, «провалами» в покрытии и ограниченной конкуренцией (как следствие — высокими тарифами).
Например, в Финляндии, где услугами MNP к концу первого года после внедрения воспользовалось около 20% абонентов мобильной связи (а к настоящему времени — более половины абонентов). На момент принятия MNP в 2003 году уровень проникновения составлял около 90% (этот показатель в России сейчас составляет 159%). А оператор Sonera доминировал с долей рынка 56%.
США
2. Напротив, в США рынок на момент принятия MNP в том же 2003 году уже являлся высоко конкурентным и достаточно развитым. Услуги связи предоставляли 6 национальных и более сотни региональных операторов. По прогнозам специалистов, в США спустя год после внедрения MNP этой услугой должны были воспользоваться 30 млн абонентов.
Но в реальности их оказалось гораздо меньше — всего 7,8 млн абонентов. Также существенно ниже предполагаемых значений оказался и показатель оттока абонентов. За год он снизился примерно до 25%. А еще через 2 года — до 22% (по прогнозам, 44% и 40% соответственно).
Япония
3. В Японии рыночная среда на момент принятия MNP в октябре 2006 года отличалась очень высокой конкуренцией и большим разнообразием тарифных планов. Они предлагали большие скидки абонентам при заключении годового контракта, специальные условия членам семей и др. Это позволило японским операторам существенно повысить лояльность своих абонентов и снизить показатель оттока.
К тому же за смену оператора с абонентов брали высокие штрафы при расторжении контракта (до $87). Кроме того, «новый» оператор не предлагал абоненту такие же скидки, которые предоставлял ему «старый» оператор.
В итоге, внедрение MNP привело только к краткосрочному повышению показателя churn rate. А сама услуга оказалась практически невостребованной. Таким образом, на начальной стадии внедрения MNP количество заявлений на сохранение номера при смене оператора мобильной связи составило всего 0,2% от общего количества абонентов в Японии. Этот показатель был существенно ниже, чем предполагалось (до 30% от абонентской базы).
На момент внедрения MNP в исследованных странах наименьший отток абонентов (churn rate) был в Японии (4%). А наибольший — в Бразилии (34%). Спустя 5 лет после внедрения MNP в некоторых странах (Польша, Австралия и др.) этот показатель увеличился. В других (США, Япония, Бразилия и др.) — уменьшился.
Перенос номера в МегаФон
В MegaFon есть выбор — оставить онлайн-заявку либо заполнить заявление в офисе. В первом случае вы заходите на сайт оператора и заполняете заявку в формате онлайн на бесплатную доставку документов и SIM.
Как только заявка на перенос номера в сеть другого оператора будет рассмотрена и одобрена, специалист МегаФона доставит по вашему адресу необходимую документацию, выдаст новую сим-карту, поможет подобрать тариф. Сейчас оператор предлагает перенести номер в свою сеть бесплатно. Затем вы дожидаетесь переноса номера. Это может занять от 8 дней до 6 месяцев — дата определяется на усмотрение абонента. В процессе всех действий по портации номера будут поступать сообщения на новую и старую сим-карты. Во втором случае, без онлайн заявки, вы приходите в ближайший салон связи MegaFon, заполняете заявление. Затем вы выбираете тариф и получаете новую SIM-карту. Перенос происходит в те же сроки, что и в первом случае.